Блог Силд Эйр

Сколько денег россияне тратят на продукты питания в месяц

Новости рынка
Средние расходы россиян на продукты питания за два года увеличились на 4,5 тысячи рублей в месяц и достигли 21,1 тысячи рублей. Большинство жителей России (74%) предпочитают приобретать продукты офлайн – в обычных магазинах или на рынках. Используют исключительно онлайн-сервисы доставки лишь 3% опрошенных, а комбинируют онлайн и офлайн форматы – 23%. Покупатели в обычных магазинах тратят на продукты питания меньше, чем пользователи онлайн-сервисов.
Объем интернет-торговли в России в 2023 году возрос на 23% и достиг 4,3 трлн рублей. Основная часть продаж пришлась на товары непродовольственного рынка1.
Несмотря на увеличивающуюся популярность интернет-магазинов и маркетплейсов, доставка продуктов питания не пользуется такой активной популярностью, как товары других категорий. Аналитический центр НАФИ провел исследование потребительского поведения россиян и выяснил, почему офлайн-покупки продуктов питания превосходят онлайн-продажи2.
Траты россиян на продукты питания
Расходы на продукты питания занимают лидирующее место в структуре ежемесячных расходов россиян3. В настоящее время треть жителей России (32%) расходуют на продуктовую корзину для себя или своей семьи до 10 тысяч рублей в месяц. 34% тратят от 10 до 20 тысяч рублей. На эти цели 27% опрошенных расходуют от 20 до 40 тысяч рублей, а от 40 до 60 тысяч рублей – 6%. Наименьшее количество россиян покупают продукты на сумму свыше 60 тысяч рублей в месяц (2%).

В 2022 году до 20 тысяч рублей на продукты питания выделяли 70% россиян, но сейчас эта доля сократилась на 4 процентных пункта (66%). С другой стороны, доля тех, кто тратит на еду свыше 20 тысяч рублей, увеличилась на 7 процентных пунктов и составила 34% (против 27% два года назад).

Исследование показало, что средние расходы российских семей на питание за последние два года увеличились на 4,5 тысячи рублей в месяц, достигнув 21,1 тысячи рублей. Расходы на продукты питания ниже у тех, кто живет один, проживающих в сельской местности и покупателей в обычных магазинах. Выше расходы у пользователей услуг доставки продуктов и готовой еды. Те, кто покупает продукты только онлайн, тратят на еду почти вдвое больше, чем покупатели в обычных магазинах.
Средние ежемесячные траты на покупку продуктов питания россиян
Средние ежемесячные траты на покупку продуктов питания россиян в зависимости от того, каким образом они обычно покупают продукты
Где россияне покупают продукты питания
Большинство жителей России (74%) предпочитают покупать продукты в офлайн-формате – в обычных магазинах, супермаркетах или на рынках. Исключительно онлайн-сервисами доставки пользуются лишь 3% опрошенных, а 23% комбинируют онлайн и офлайн-покупки.

Выбор в пользу самостоятельного похода в магазин чаще совершают неработающие россияне (81%), жители сельской местности (85%) и люди с низким уровнем дохода (86%). Более активно интернет-магазинами пользуются россияне с высоким уровнем дохода (8%). Комбинируют онлайн и офлайн-покупки в основном работающие россияне (27%) и жители городов (26%).

Приверженцы онлайн-покупок отдают им предпочтение из-за удобства (42%), быстрой доставки (46%) и избежания необходимости нести тяжелые покупки (53%).

Те, кто не пользуется онлайн-доставкой, обычно объясняют это привычкой (55%). Треть опрошенных (35%) смущает невозможность оценить товар вживую при онлайн-заказе. Примерно столько же (32%) считают, что они не закупаются в больших количествах, чтобы оправдать заказ через интернет. Еще 21% не хотят ждать курьера, а 16% указывают на более высокую стоимость продуктов в интернет-магазинах.
Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ:
«В структуре расходов россиян затраты на покупку продуктов питания занимают около трети. За последние два года они выросли в соответствии с инфляцией. Поэтому на фоне социально-экономической турбулентности последних лет растет стремление жителей страны сэкономить и выбрать магазин с лучшей ценовой политикой – стоимость товара и внимание к акционной активности становятся для потребителя одними из ключевых критериев выбора продуктов. В этих условиях эффективным способом привлечения и поддержки покупателя, формирования лояльности может выступать взвешенная ценовая политика производителей продуктов питания, поставщиков и ритейлеров».

«В обычный месяц примерно сколько Ваша семья тратит на продукты питания?», в % от всех опрошенных
сколько денег тратит российская семья  на продукты питания

«Почему вы решили покупать продукты питания онлайн?», в % от тех, кто заказывал продукты онлайн
Почему вы решили покупать продукты питания онлайн
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.

«Почему вы не покупаете продукты питания в онлайн-магазинах», в % от тех, кто не заказывает продукты онлайн
Почему вы не покупаете продукты питания в онлайн-магазинах
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.


1 Интерфакс, «Объем российской интернет-торговли за 9 месяцев вырос на 23%», https://www.interfax.ru/business/929365,
2 Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в феврале 2024 г. Опрошены 1600 человек от 18 лет из всех регионов Российской Федерации. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 2,45%.
3 https://nafi.ru/analytics/kak-izmenilis-raskhody-rossiyan-v-2023-godu/