Блог Силд Эйр

Рынок готовой еды в России может вырасти в четыре раза

Новости рынка
Эксперты прогнозируют, что объём рынка готовой еды в ближайшие годы возрастёт до 14 триллионов рублей. Россияне продолжат заказывать доставку из ресторанов, но аналитики считают, что наибольший потенциал лежит в сегменте доставки из сетевых магазинов.
Руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков» Инга Микаелян сообщила, что потенциальный объём рынка готовой еды в России составляет 14 триллионов рублей, что в 3,7 раза превышает текущий объём рынка, оцениваемый в 3,8 триллиона рублей.
За 2023 год россияне потратили в ресторанах (рестораны, кафе и самовывоз из них) 2,3 трлн руб. (с НДС), при этом траты жителей на доставку продуктов составили 492 млрд руб., на кулинарию — 955 млрд руб.
«Траты на готовую еду представляют собой долю 62%, на траты в ресторанах приходится порядка 13%, 25% приходится на покупку кулинарии в самих магазинах. Объем рынка готовой еды составляет 3,8 трлн руб. При этом в перспективе этот рынок может вырасти в четыре раза, до 14 трлн руб.», — рассказала «РБК Вино» Инга Микаелян.
Рынок готовой еды в 2023 году
По словам эксперта, в ближайшие два-три года конкуренция за долю рынка будет между сетями ресторанов и продуктовыми сетями. Однако рынок доставки из ресторанов не имеет больших перспектив из-за нехватки персонала и высокой стоимости доставки как для ресторана, так и для клиента. Аналитики прогнозируют замедление роста этого сегмента. Тем не менее, согласно мнению эксперта, в будущем ожидается более динамичное развитие рынка кулинарии.
«Ретейлеры прилагают усилия по расширению ассортимента готовой еды, становясь конкурентами крупных ресторанных проектов. Выбор потребителей в рамках каждодневного потребления становится шире. Россияне выбирают между ресторанами, доставкой и покупкой готовой кулинарии в продуктовых магазинах», — рассказала Инга Микаелян.
Готовая кулинария в ритейле имеет ценовое преимущество перед ресторанами, там средний чек может быть в два-три раза ниже, чем при доставке из ресторана.
Перспективы развития этого направления отмечают и в X5 Group. По словам Александра Нигматуллина – Директора по развитию продаж готовой еды торговой сети «Перекресток», еще несколько лет назад готовые блюда в супермаркетах размещались в разных местах: у входа продавался кофе, выпечка располагалась в дальнем углу, а прилавки с развесной кулинарией, мясом и сыром находились в другом конце магазина. Однако сейчас стало понятно, что покупателям удобнее покупать готовые блюда в одном месте, например, у входа или выхода из магазина.
В сети «Перекресток» были созданы зоны кафе, чтобы клиенты могли не только приобрести готовую еду, но и поесть прямо в магазине. В сети, насчитывающей около тысячи супермаркетов по всей стране, уже открыто 260 кафе.
Доли продаж упакованных готовых блюд, весовой кулинарии, блюд и напитков в кафе в общем объеме выручки магазинов «Перекресток» примерно одинаковы: 40 % продаж приходится на весовую кулинарию, 35 % — на упакованные блюда и 25 % — на продукцию кафе. Однако в столице и Центральном регионе доля продаж упакованных готовых блюд выше, а развесные блюда теряют популярность. В регионах ситуация иная: там всё ещё популярен традиционный ассортимент прилавков с кулинарией. Упакованные блюда растут на 40 % в год, а продукция кафе — более чем на 30 %. Эти показатели значительно превышают динамику продаж других категорий товаров в супермаркетах сети.
Струтура категории
«Делая ставку на развитие сегмента готовой еды, мы целимся в весь рынок питания вне дома сразу. У нас есть суши, пицца, бургеры, завтраки – фактически все категории еды, от кофе и выпечки до изысканных ресторанных блюд. Для развития продаж важно находить место в ассортименте для этих позиций. Например, если взглянуть на разбивку по видам супов в структуре продаж, то в I квартале 2023 г. у нас самыми продаваемыми были борщ и харчо, то есть такой стандартный набор, а сейчас в лидерах Том ям и суп Норвежский, что было для нас совершенно неожиданно. Мы видим, что наш покупатель начинает доверять качеству, пробует новое и следит за трендами. Это наш общий с ресторанами гость, который теперь выбирает любимый Том ям не только в HoReCa.» - отмечает Александр Нигматуллин
Дополнительным драйвером к развитию рынка готовой еды послужит и сегмент e-grocery , который к 2027 году, по данным аналитиков, может вырасти втрое.
Источники: rbc.ru, cafe-future.ru