Покупка готовой еды больше не роскошь, а средство экономии времени и денег. Торговые сети отвоевывают клиентов у общепита за счет более доступных цен. В прошлом году продажи готовой еды и кулинарии в продуктовых магазинах выросли больше чем на четверть, а в перспективе ближайших двух-трех лет рынок может как минимум утроиться, считают эксперты.
Несмотря на стремление потребителей к экономии, по данным компании NielsenIQ, в прошлом году продажи готовых блюд и кулинарии в торговых сетях продолжили расти и достигли 5,8% от всего объема продаж скоропортящихся продуктов. Причем рост наблюдается не только в Москве. Самый большой прирост по результатам показали Дальний Восток (25,4%), Волга (24,1%), Северо-Запад (23,2%).
Продажи всех основных видов готовых блюд растут двузначными темпами. Но больше всего увеличились продажи хлебобулочных изделий (35,9%), блюд на основе риса (30,5%), супов и бульонов (29,6%), макаронных изделий (27,8%), а также комплексных блюд (15,6%).
По итогам 2022 года объем производства составил 216 тысяч тонн. Это на 27,1% больше, чем в 2021 году, подсчитывают в Россельхозбанке. С 2017 года объем производства растет в среднем на 55% ежегодно. Если такая динамика сохранится, к 2025 году рынок вырастет до 800 тысяч тонн.
Быстрый ритм жизни современного человека, ненормированный график и перекусы на бегу сформировали высокий спрос на готовые блюда, поясняют в Россельхозбанке. Особенно быстро популярность готовой еды стала расти в пандемию. Люди из-за соображений безопасности предпочитали лишний раз не ходить по общественным местам и делали свой выбор в пользу доставки готовой еды на дом. А ресторанам и кафе доставка готовых блюд помогла сохранить часть выручки. Но и по окончании пандемии тренд на покупку готовых блюд не исчерпал себя. По данным ЕГРЮЛ, в 2022 году на российском рынке было зарегистрировано 30 тысяч пищевых производств.
В прошлом году продажи готовой еды и кулинарии в продуктовых магазинах выросли больше чем на четверть, а в перспективе ближайших двух-трех лет рынок может как минимум утроиться.
В среднем, житель России тратит на покупку готовой к употреблению продукции около 7% из общего объема расходов (не считая посещения кафе и ресторанов - доля расходов на них занимает еще 3,5-4%).
Оборот продаж за 2022 год в категориях ready to eat (еда, готовая к употреблению) и ready to cook (готовая к приготовлению) по отношению к 2021 году вырос на 4,7% и составил более 2 трлн рублей. В топ-3 популярных готовых блюд на платформе Россельхозбанка "Свое родное" за 2022 год вошли рулет с куриной начинкой, блинчики (с начинкой и без) и говяжий холодец.
В торговых сетях наибольшей популярностью пользуются салаты, выпечка, завтраки, а также основные готовые блюда, которые часто покупают или заказывают на обед: мясные или овощные блюда с рисом или макаронами, рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Несмотря на сдержанный характер потребительского спроса, популярность готовых продуктов у покупателей растет, соглашается он. Дело в том, что крупные ретейлеры в последние годы много инвестировали в собственные комбинаты готового питания и технологии доставки. Что помогло масштабировать направление и снизить себестоимость готовых блюд.
В среднем жители России тратят на покупку готовой еды около 7% своего бюджета, без учета посещения кафе и ресторанов.
"Сегодня готовая еда - не роскошь, а доступный, качественный и разнообразный повседневный рацион для работающих россиян", — утверждает Караваев. По его оценке, у категории готовых продуктов еще есть значительный запас роста - в 2023 году как минимум сохранится прошлогодняя динамика. Продолжит расти доля готовых продуктов в ассортименте практически всех торговых форматов, включая дискаунтеры, поскольку потребители оценили, что готовая еда - это не только удобно, но и выгодно.
У крупного ретейла на рынке готовых блюд огромное конкурентное преимущество в сравнении с общепитом: ему не надо платить дорогую аренду, у него есть доступ к недорогим продуктам и развита сеть, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. Поэтому торговые сети серьезно демпингуют, от чего и происходит рост продаж. Это серьезный удар по ресторанному бизнесу, прежде всего небольшим ресторанам. Доставка в ресторанах и продажа блюд навынос относительно 2021 года уже серьезно упали, отмечает Миронов.
К упаковке готовых блюд, как к продукту с высокой добавленной стоимостью, потребитель предъявляет высокие требования, связанные с удобством использования.
Sealed Air обладает широкой линейкой упаковочных материалов для этого рынка. Среди них выскобарьерные и среднебарьерные ламинаты серии EBP/ENP, использующиеся в качестве верхних пленок для упаковки на трейсилерах. Эти пленки обладают всеми необходимыми свойствами, такими как антифог, легкое вскрытие, разогрев в СВЧ. Также пленки помогают производителям достигать длительных сроков годности за счет пастеризации продукта в упаковке.
Об этих и других материалах Sealed Air для рынка готовых блюд вы можете узнать по ссылке.